Персоны
Натан Рахлин
Биография
Рахлин Натан Григорьевич – дирижер, педагог.
Биография Натана Рахлина вполне могла бы стать сюжетом лихо закрученного приключенческого романа, герой которого, юноша из глубинки, благодаря своим природным талантам и смекалке покоряет города и становится народным любимцем. Эта история могла бы приключиться в любой части мира, но наш герой родился в провинциальном украинском городке Сновск, в 4 года взял в руки скрипку (отец был клезмерским музыкантом), уже в десять подрабатывал, играя на показе немых фильмов, а в пятнадцать, в Гражданскую войну, стал горнистом действующей красноармейской бригады Котовского, пережив все перипетии бурного времени.
В 1922-м году Рахлина зачисляют в духовой оркестр Киевской военной школы, а в 1923-м он поступает в Киевскую консерваторию: на вступительном экзамене абитуриент играет на трубе (в собственном переложении) скрипичный концерт Мендельсона, и зачисляют его в класс скрипки! О его владении всеми инструментами оркестра – струнными, духовыми, ударными и даже арфой – будут ходить легенды, Рахлин с легкостью мог показать любому музыканту оркестра, как надо исполнить то или иное сложное место в партитуре. Дирижерское образование он получит в киевском Музыкально-драматическом институте им. Лысенко в 1930 году, в 1935-м завершит заочное обучение в Ленинградской консерватории, будет недолго работать с оркестрами Харькова и Куйбышева (Самары).
Первым собственным симфоническим коллективом Рахлина станет оркестр Донецкой филармонии. За два сезона он создает коллектив с нуля и добивается впечатляющих результатов. В 1937-м молодого дирижера приглашают в Киев возглавить Симфонический оркестр Украинской ССР. В 1938-м Натан Рахлин представляет Украину на первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и делит II премию с Александром Мелик-Пашаевым (I премию получает Евгений Мравинский).
Работа со столичным оркестром Украины прерывается на время войны: в 1941–1945 Рахлин занимает пост главного дирижера
Государственного оркестра СССР, а в 1946-м возвращается к своему киевскому коллективу. Под руководством Рахлина оркестр играет сложнейшие программы, исполняет много премьер украинских композиторов. Главный дирижер Госоркестра УССР получает звания (народного артиста УССР в 1947-м, народного артиста СССР в 1948-м), орден Ленина (1951) и Сталинскую премию (1952).
Натан Рахлин в концерте 22 декабря 1954 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Работавший в 1958–1962 у Натана Рахлина ассистентом дирижер Игорь Блажков вспоминает:
«… чудеса его творчества происходили на концерте. Этому способствовала его феноменальная мануальная техника. За свою жизнь я пересмотрел многих дирижёров, среди которых были и выдающиеся, но такой дирижёрской техники, как у Рахлина, не было ни у кого. Концерты Рахлина – это был "театр одного актёра", когда Натан Григорьевич своими жестами "рассказывал" музыку, он показывал руками все её детали. У него было безупречное драматургическое чувство в крупных формах (6-я симфония и "Манфред" Чайковского, "Фантастическая симфония" Берлиоза, "Дон Жуан" Р. Штрауса) и филигранная отточенность в миниатюрах ("Грустный вальс" Сибелиуса, Менуэт Больцони, Perpetuum mobile И. Штрауса) ...»
Концерт 9 марта 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Одновременно в 1957–1960 Рахлин – художественный руководитель оркестра Московской филармонии, но дом его в Киеве, где он преподает в консерватории и возглавляет свой оркестр. Увы, именно с этим коллективом будут связаны не только взлеты, но и глубочайшие разочарования в судьбе музыканта. В стране поднимался очередной виток антисемитизма, так что у этого поворота в счастливо начинавшейся биографии Рахлина были вполне конкретные, хоть и коллективные, авторы. В Киеве делают ставку на национальные кадры, и в 1962 году Рахлина увольняют. Для 57-летнего дирижера это был тяжелейший удар. Свидетельства его переживаний сохранились в письмах к близкому другу Гертруде Пьяцковской (их копии она передала в 2007-м казанскому музыковеду Георгию Кантору, составителю сборника «Натан Рахлин: Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью». Казань, 2006):
Декабрь 1959: «Мои беседы с руководящими деятелями ЦК закончились так, что я остаюсь пока в Киеве. Постоянную должность главного дирижера в Москве придется оставить».
Июнь 1965: «…я стал настоящим бродячим музыкантом».
Декабрь 1965: «… не могу смириться с обстановкой зоологического антисемитизма, царствующего вокруг. Всего меня искалечило это страшное состояние неполноценности, когда заведомо знаешь о необходимости уступить всё высокое, достойное, удобное – бездарному, но родившемуся местным кадром».
Октябрь 1965: «Как будто много свободного времени, а дышать нечем. Отсутствует порыв, уверенность, спокойное желание любоваться природой, людьми. Все поступки кажутся глупыми. Веду бродяжническую жизнь, вижу, как все к чему-то привязаны. А я вроде везде нужен ‘’только на время’’. Уйдя из оркестра, я почувствовал себя после большого перерыва (не сразу) как человек, бросивший дом, где возводил фундамент, стены, красил потолки, менял мебель в течение 25 лет. Там, возможно, мои дети. Можно, конечно, завести новый дом, но что-то неохота опять по кирпичику».
Возводить новый дом Натан Рахлин всё же станет в 1966 году. В Казани по инициативе композитора и лидера музыкальной культуры Татарстана Назиба Жиганова создается Государственный симфонический оркестр. Собрать и возглавить новый коллектив приглашают Натана Григорьевича Рахлина.
Из писем Гертруде Пьяцковской:
29 марта 1967: «10 апреля состоится начало торжества духа – состоится первый концерт вновь созданного мною симфонического оркестра в Казани. Это будет настоящий оркестр столичного типа ... Я с таким упоением создаю его по мелочам, подобно скульптору, что не замечаю ни времени, ни состояния здоровья».
5 апреля 1967: «… Увлекся работой до упоения, вижу, как на глазах перерождаются люди, растет изумительный коллектив. Через года полтора в Казани будет один из лучших оркестров СССР».
14 апреля 1969: «Недавно я рискнул показать свой Казанский оркестр в Москве, которая фактически сейчас является безусловно центром мировой музыкальной культуры. После американских, французских, да и прекрасных оркестров в Москве – было страшновато, ибо публика избалована. Нас в филармонии встретили, конечно, скептически. Афиш почти никаких. Никакого солиста я тоже не пригласил, ожидая провал. И вдруг первый концерт 28 апреля произвел впечатление взорвавшейся бомбы. Ты не представляешь, что делалось в зале. Забегали министры, музыковеды, дирижеры, критики. Все бросились писать во все газеты … Всё же по приезде в Казань я ощутил, что это фактически победа всесоюзного масштаба никому не нужна. Ибо фамилия моя Рахлин, и зовут меня не так, как надо. В Киеве, Москве, Донбассе создаешь крупные очаги культуры. А впечатление, будто я натворил много беды. Народ-то доволен, а ‘’руководители’’ были бы, очевидно, еще более довольны, если это сделал бы местный кадр».
Всё же Рахлина ценят. В Казани он преподает в консерватории, а с Симфоническим оркестром Татарской АССР исполняет классику и национальную, теперь татарскую, музыку. Гастролируют они и по стране, а 27 июня 1972 года выступают на фестивале искусств «Белые ночи» в Большом зале Ленинградской филармонии.
Здесь Натан Рахлин дирижирует в течение почти сорока лет. С Госоркестром УССР приезжает на три концерта в декабре 1948-го (23 декабря в Большом зале проходит творческая встреча коллектива со слушателями, а после доклада об украинской музыке оркестр играет «правильные» сочинения национальных авторов – после постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «чистоте репертуара» придают особое политическое значение), и три программы в октябре 1962-го, уже перед самым увольнением: в «оттепель» играют украинских классиков, Чайковского, Фантастическую Берлиоза и даже «Петрушку» Стравинского. Выступает Натан Рахлин и с другими гастрольными оркестрами – в декабре 1954-го дает три концерта с Госоркестром СССР, а в апреле – мае 1958-го года – семь концертов с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио.
Всего с гастрольными коллективами Рахлин дает 17 концертов. Еще 134 проходит с филармоническими оркестрами – до 1953-го с
Заслуженным коллективом (88 концертов), а после – и с
Симфоническим оркестром (46 программ).
Концерт 23 июня 1968 года. Симфонический оркестр Филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Впервые выступив в Большом зале в феврале 1938 года, дирижер становится непременным участником декад советской музыки, абонементных программ. Дважды Рахлина приглашают закрывать филармонический сезон (1948, 1949). В рецензии на один из этих концертов критик пишет:
«Каждое его [Рахлина] выступление приобретает характер значительного события в музыкальной жизни нашего города».
И это, несомненно, так!
В огромном репертуаре музыканта – от классики до современной музыки и сочинений советских авторов (многие из которых звучат впервые) – важнейшее место занимают композиторы-романтики и импрессионисты, с их роскошным оркестром, эмоциональным накалом, тончайшими нюансами динамики и мощными кульминациями. Чайковского, Дебюсси и Равеля Симфонический оркестр филармонии исполняет на последних ленинградских концертах Натана Рахлина 26 и 27 июня 1975 года.
Памяти дирижера посвящены два сборника: «Натан Рахлин: Статьи. Интервью. Воспоминания» (общая редакция и вступительная статья Г. Я. Юдина. М.: Советский композитор, 1990) и «Натан Рахлин: Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью» (под редакцией Г. М. Кантора. Казань: 2006).
И. Р.
Концерты
-
15 февраля 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинШуберт. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»
-
17 февраля 1938
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Вечер украинской симфонической музыки
Данькевич. Симфония. Косенко. Увертюра. Лятошинский. Сюита из оперы «Щорс»
-
27 ноября 1938
(программка с портретами композиторов и составом оркестра)
Декада советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинКосенко. Героическая увертюра. Ревуцкий. Andante из Симфонии № 2. Лятошинский. Ария Щорса из оперы «Щорс». Костенко. Ария Кармелюка из оперы «Кармелюк». Лятошинский. Ария Лии из оперы «Щорс». Дзержинский. Ария Луши из оперы «Поднятая целина». Щербачев. Сюита из музыки к кинофильму «Гроза»
-
1 декабря 1938
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 5
-
3 февраля 1939
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБах–Гедике. Пассакалия. Бетховен. Симфония № 9
-
18 февраля 1940
Концерт 2-го юбилейного абонемента из произведений П. И. Чайковского (программка с портретом Чайковского и вкладышем-аннотацией)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 5. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»
-
21 февраля 1940
Концерт 1-го абонемента (программа с аннотацией)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинШуберт. Симфония № 7. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»
-
12 февраля 1941
7-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинГайдн. Симфония си-бемоль мажор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
14 февраля 1941
5-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинМендельсон. Увертюра и скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 5. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»
-
18 февраля 1941
5-й концерт цикла Бетховена
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБетховен. Музыка к балету «Творения Прометея». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5
-
18 мая 1941
(рукопись)
Закрытие Ленинградского Пленума Оргкомитета ССК
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинРевуцкий. Симфония № 2
-
21 мая 1941
8-й концерт цикла Чайковского
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония «Манфред». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». «Итальянское каприччио»
-
13 мая 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 4. Славянский марш. «Франческа да Римини»
-
16 мая 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинИ. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Венская кровь». Вальс «Жизнь артиста». Вальс «Весенние голоса». Вальс «На прекрасном голубом Дунае». Полька. «Вечное движение». Вальс «Сказки Венского леса»
-
18 мая 1944
(рукописная книга с пометкой: объявление по радио)
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Вальс из Серенады для струнного оркестра. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «На прекрасном голубом Дунае». «Вечное движение». Вальс «Сказки венского леса»
-
12 апреля 1947
6-й концерт 5-го абонемента из произведений Чайковского
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Итальянское каприччио»
-
16 апреля 1947
7-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинМалер. Симфония № 1 «Титан». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дюка. «Ученик чародея»
-
19 апреля 1947
6-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинШостакович. Симфония № 1. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
21 апреля 1947
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Чайковский. Концерт для фортепиано № 1. «Итальянское каприччио»
-
5 февраля 1948
5-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинБах. Пассакалия (в обработке для оркестра А. Гедике). Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шуберт. Симфония № 5. Лист. Симфоническая поэма «Мазепа»